Latviešu valodā
Например: декларация НДС
Юридическое бюро Inlat Plus

У столба позора для алиментщиков К записям

Autors: Николай КУДРЯВЦЕВ
Datums: 06.07.2015
Izdevums: Вести сегодня
Rubrika: РАССЛЕДОВАНИЯ

«Я готов платить детям, а не этой нехорошей женщине!» — заявил нам один из фигурантов списка алиментщиков. Мы попытались разобрав ситуации, которую описал наш читатель.

С 1 июля в Латвии стали публиковать списки позора злостных неплательщиков алиментов. Администрация фонда гарантий алиментов предоставила пока первую порцию — около 1800 фамилий. Как к этому относиться, население пока не очень поняло. То ли как к благу, то ли как к злу. Споры не утихают. Одни советуют фигурантам списка срочно бежать в суд и требовать компенсацию за нарушение конституционных прав: «Как же охрана личных данных?». Другие скептически замечают, что самим злостным неплательщикам какие–то списки, что называется, по барабану. Некоторые с энтузиазмом отправились искать по доске позора знакомых. Народ в соцсетях уже обменивается впечатлениями: «Разъезжают некоторые по курортам, новыми машинами хвастаются. А детям — ничего…»

Судя по всему, типичных причин попадания в списки неплательщиков алиментов две: с одной стороны, это эгоизм самого неплательщика, который не желает платить за содержание собственного ребенка, а с другой — конфликт между бывшими супругами.

Приведем конкретный пример: к нам обратился один из опубликованных неплательщиков (назовем его Александр) и начал возмущаться: «С какой стати я должен этой… нехорошей женщине деньги платить?».

Он уверяет, что в списке он оказался только из–за козней бывшей жены, хотя содержать ребенка никогда не отказывался, покупал ему необходимые вещи. Но бывшей жене он не даст ни копейки!

И, как мы поняли, он не один такой. Несколько фигурантов позорного списка уже готовы подать иск в суд из–за разглашения личных данных. О том, какие у них шансы выиграть дело, какие последствия может вызвать дальнейшая публикация списков и о других аспектах «алиментских дел», для «Вестей Сегодня» рассказывает руководитель судебного отдела юридического бюро Inlat Plus Дмитрий Шустов.

«А как же защита личных данных?»

Итак, с 1 июля вступили в силу поправки к закону о Гарантийном фонде средств на содержание. В результате этого и появился список должников, которые не выполняют решение суда, с их именами, фамилиями, годами рождения, второй частью персонального кода. То есть идентифицировать человека при желании можно.

— Имеет ли тут место разглашение данных? — рассуждает Дмитрий. — С одной стороны, каждый человек имеет право на защиту своих данных, более того, есть специальный закон, их защищающий. Однако этот же закон говорит: данные защищаются и разглашению не подлежат, если в других нормативных актах не сказано иное. Соответственно в данном случае речь идет не о противоречии, а об исключении из общего правила.

То есть шанс выиграть дело в суде есть. Но это будет непросто.

Нюансы споров за алименты

— Как известно, родители должны содержать своих детей. Но в ряде случаев государство вынуждено брать на себя оказание минимальной поддержки, — поясняет Шустов. — Сначала истец подает иск о взыскании алиментов (в Латвии это чаще всего матери против отцов).

Развод при этом не обязателен, родители вполне могут быть в браке. Но если идет спор о содержании, тогда кто–то идет в суд, там уже выносится решение. И если должник это решение не исполняет, то государство берет на себя его обязанности и перечисляет установленный законом минимум до достижения ребенком совершеннолетия. Для детей до 7 лет сумма составляет 25% от минимальной зарплаты в месяц (сейчас это получается 90 евро), если старше 7 лет, то 35% (на данный момент 108 евро).

Тут стоит учесть такой момент. Предположим, суд посчитал отца таким состоятельным, что он может и должен выплачивать своему отпрыску по 200 евро в месяц. Но если возникнет конфликт и мать пойдет в суд, а затем в Гарантийный фонд — в итоге ей не будут выплачивать эти 200 евро. Она получит ровно тот минимум, который положен по закону.

Если же, наоборот, сумма небольшая (за последние годы я видел решения суда, когда присуждали и по 5–10 латов), то государство будет выплачивать именно ту сумму, которая указана в решении. Впрочем, у матери есть шанс побороться за повышение суммы выплат до минимальных, указанных в законе, но для этого нужно подать соответствующее заявление.

О чем должны помнить неплательщики: срока давности у данных отношений с государством нет. То есть если сейчас у вас ничего нет и вашего ребенка содержит государство, то вы будете ему должны всю жизнь. Может, лет через 5–10 появятся какое–то имущество или доходы, и тогда все вычтут с процентами. Нет — тогда будут вычитать из пенсии.

— Сейчас ничего нет, через 5 лет ничего нет, но, может быть, когда–нибудь будет пенсия. И право регресса может быть применено, причем с процентами.

Как из списка «стереться»?

— Согласно правилам кабмина, должник имеет право подать заявление с документами, если он не согласен с нахождением его в списке. Простого желания, правда, недостаточно, надо доказать, что человек не соответствует критериям, указанным в законе, — продолжает юрист.

Давайте разберемся с критериями.

Во–первых, в список попадают, если мать, когда подавала заявление в Гарантийный фонд, дала на это согласие. Если такого согласия экс–супруги нет, то данные нужно погасить.

Во–вторых, если должник является нетрудоспособным более 6 месяцев, то есть если человек не получает доход не потому, что уклоняется от работы, а из–за какой–то болезни, которая не позволяет ему работать. Фонд может не знать об этом и разместить сведения. Тогда нужно отправить заявление и приложить бюллетень. Однако еще раз стоит подчеркнуть: сработает это только в том случае, если нетрудоспособность длится более 6 месяцев.

Третье условие для исключения из списка: инвалидность.

Четвертое: если сведения, размещенные в базе данных, вредят интересам ребенка. То есть если его, например, стали дразнить в школе из–за отца–неплательщика. Тогда сведения надо изымать. Однако при желании те, кому очень не захочется находиться в списке алиментщиков, могут этот пункт использовать очень «творчески», прикрываясь интересами ребенка…Пятое условие: сам должник может одуматься и начать платить минимум, положенный законом для ребенка. Однако тут стоит оговорить существенный нюанс: не просто платить, а платить на счет судебного исполнителя, который занимается взысканием.

Можно ли не платить «этой меркантильной женщине»?

Что же юрист советует должнику Александру, у которого явно проблемы с бывшей женой:

— Случаев, когда отец не платит алименты из–за конфликта с матерью, множество. Такой должник, как правило, уверяет: «Детей люблю, содержать буду, но вот ей — чтоб ни копейки!». И это вполне можно сделать, — поясняет Дмитрий Шустов. — Например, можно открыть накопительный счет на ребенка, которым мать не будет иметь права пользоваться.

Но тут стоит учесть и такой момент: если эта ситуация мать не устраивает, она всегда может обратиться в суд. В итоге ей присудят традиционные алименты. И они как бы выдаются на ребенка, но все равно в пользу матери, ведь до своего совершеннолетия ребенок считается недееспособным. Так что, с одной стороны, можно понять возмущение отцов, которые заявляют: «Да она себе новые сапоги купила, я не хочу ей платить!». Но, к сожалению, механизма отслеживания, все ли деньги тратятся именно на ребенка, просто нет.

Добавим от себя: уважаемый Алексей, даже если толковый юрист напишет вам правильную бумагу и вы добьетесь правильного решения суда, не факт, что это поможет вам в реальной жизни. Человеческие отношения все равно придется налаживать самим. Так что не стоит забывать, что «эта нехорошая женщина» имеет широкий простор для маневра. Даже разводиться не обязательно, ведь заявление на алименты может подать и человек, находящийся в браке. Если отец не содержит ребенка, а мать знает, что у него хорошая зарплата, то у нее есть все возможности действовать.

Впрочем, иногда даже при добросовестно платящих отнюдь не копейки отцах матери идут в суд с требованием присудить алименты.

— У нас был случай, когда женщина заявила, что хочет гарантий. А то мало ли — в этом месяце платит, в следующем передумал. А ребенка–то надо растить каждый день. И суд встал на ее сторону.

Как быть с внебрачными детьми?

С детьми в официальных семьях все понятно: муж по закону всегда считается отцом детей, родившихся в браке. Однако даже если брак не заключен, ребенок незарегистрированной пары имеет те же права. Есть только одна загвоздка: факт отцовства должен быть установлен.

Как этого добиться? Например, при регистрации ребенка родители подают обоюдное заявление с указанием, кто является отцом. Или сам отец может подать такие сведения. Если информация записана только со слов матери, то мужчина может подать встречный иск об оспаривании записи на отцовство. Впрочем, как ущучить отца, который пытается отказаться от ребенка, — это отдельная большая тема. Главное, если брак не зарегистрирован, нужно подать заявление на установление отцовства и иск на алименты. Можно все в одном иске.

Последствия — ухудшение кредитной истории

Какие цели преследует новый закон? Самые благие — побудить должников соблюдать решение суда, защитить права детей, чтобы они получали свое содержание, а также добиться некоего общественного порицания лиц, которые уклоняются от выполнения родительского долга. Будут ли они достигнуты, пока сказать трудно. Но в Сети уже многие высказывают скепсис по этому поводу: настолько злостных неплательщиков каким–то списком не проймешь — им все просто по барабану.

Впрочем, какие–то последствия они наверняка все же почувствуют. Ведь в такой список могут заглянуть клерк банка при выдаче кредита, потенциальный работодатель или новая возлюбленная. И не факт, что отношение к неплательщику после этого не изменится.

***

Омбудсмен против позорного столба

Создание публично доступной базы данных о неплательщиках алиментов, задолжавших Фонду гарантий средств на содержание, — это современная версия позорного столба, считает омбудсмен Юрис Янсонс. Он эту идею не поддерживает.

Его аргумент такой: дети неплательщиков алиментов во многих случаях могут попасть в неудобную ситуацию или быть унижены, так как любой человек сможет узнать о долгах их родителей, подчеркивает Янсонс. Но ведь у ребенка тоже есть право на частную жизнь.

Человек, который попал в трудную материальную ситуацию или лишился работы, сможет в итоге уладить вопрос с долгом по алиментам, а в качестве механизма против злостных неплательщиков можно было бы использовать уголовный процесс, считает правозащитник.

Но, как видим, сейм его точку зрения не поддержал.

***

Неплательщик–рекордсмен должен 20 000 евро

Самый крупный неплательщик алиментов должен государству 20 000 евро и является отцом девяти детей, сообщил сегодня на пресс–конференции директор Фонда гарантии средств на содержание Эдгар Лицитис, передает LETA.

Он добавил, что этот должник ни разу не удосужился дать фонду объяснения, почему он не платит собственным детям.

Как сообщил Лицитис, на 31 мая государству были должны 29,5 тыс. неплательщиков алиментов. По сравнению с январем — маем прошлого года должников стало на 6,9% больше. Количество детей, за которых алименты выплачивало государство, на 31 мая составило 17 тыс., что на 6,7% больше, чем годом ранее.

70% неплательщиков алиментов находятся в возрасте до 45 лет, в 70% случаев алименты платятся за одного ребенка, а 23% должников являются рижанами. Размер долга 52% не превышает 5 тыс. евро.

Всего с момента создания фонда в 2004 году государство выплатило алиментов на сумму более 133 млн. евро, 16,2 млн. евро удалось вернуть.


http://news.lv/Vesti-Segodnja/2015/07/06/u-stolba-pozora-dlya-alimentshikov

Inlatplus
Inlatplus 13.07.2015 12:51, просмотры: 19
17 сообщений на сайте
Послать сообщение Добавить в Контакты

Время просмотра сайта без авторизации истекло!

Для дальнейшего просмотра сайта Вам необходимо авторизоваться, либо зарегистрироваться.

Через 10 секунд Вы будете автоматически перенаправлены на форму регистрации.